Получить консультацию специалистов центра: Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации8 (861) 221-00-26
Детский телефон доверия: Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации8-800-2000-122
15 Декабря 2018

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Родительский конфликт и эмоциональное состояние ребенка

В консультативный кабинет психолога учреждений социальной защиты населения (Центры помощи семьи и детям, территориальные центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.д.) часто обращаются семьи с жалобой на деструктивное поведение ребёнка: нежелание учиться, агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым, компьютерную зависимость, бытовое воровство. Иногда ситуация носит более острый и опасный характер: категоричный отказ посещать школу, побеги из дома, употребление ПАВ, алкоголя. Первичная психологическая диагностика семьи показывает, что, несмотря на то, что «носителем проблемы» обычно является ребёнок, истоки, сложившейся ситуации находятся в самой семейной системе. Семья, как постоянно меняющийся организм, имеет свои этапы развития, нормативные кризисы при переходе с этапа на этап, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения между всеми членами. Необходимо отметить, что в контексте семейной психологии выделяется два типа кризисов (Браммер Л., 1979):

  • Эволюционный кризис нормален и предсказуем: он может произойти в любой семье в течение жизненного цикла, и когда он преодолевается успешно, то семья продвигается на следующую ступень своего развития. Эти кризисы имеют тенденцию появляться, когда семья стоит перед новой эволюционной задачей, обычно временны.
  • Ситуационный (или событийный) кризис также может случиться в любой семье и почти всегда касается серьезных проблем: длительные конфликтные отношения, развод, алкоголь, наркомания, насилие между супругами. Разрешение таких кризисов без профессиональной помощи специалистов часто представляется невозможным.

Длительное существование в кризисе обычно приводит к нарушению детско-родительских отношений в семейной системе. У матери, как наиболее значимого лица для ребёнка, вовлечённой в ситуацию супружеского или межпоколенного конфликта, часто наблюдается искажение родительской позиции. Она становится или либерально-попустительской или жёстко авторитарной. Рассмотрим ситуацию взаимодействия матери и ребёнка на фоне острого супружеского конфликта, развода. Обычно поведение матери характеризуется следующими чертами:

  • Мать не упоминает о конфликте, об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.
  • Мать пытается обесценить отца, старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце, стремится убедить ребенка в том, что отец плохой, поэтому и семья страдает. Продолжая вражду с мужем (иногда уже «бывшим»), она пытается свести контакты детей с отцом к минимуму.
  • Мать пытается забыть обиды, пытается увидеть в бывшем супруге союзника, у которого есть определенные достоинства, но он не лишен и некоторых слабостей (недостатков), и тем самым сохраняет детям обоих родителей.

В зависимости от спектра поведения матери наблюдаются следующие изменения в эмоциональном состоянии ребёнка:

  • дошкольники – чувство вины, тревога, беспомощность
  • 6-8 лет – эмоциональные нарушения, тревога, одиночество, обида на родителей
  • 9-12 лет – агрессивность, враждебность, отвержение негативно оцениваемого родителя
  • Старшие подростки – проявления девиантного поведения (стремление к уходу из семьи, отказ посещать учебное заведение, употребление ПАВ, конфликты с родителями и сверстниками, эмоциональная отгороженность и т.д.).

Согласно принципам системной семейной терапии Мюррея Боуэна, дети почти всегда «втянуты» в ситуацию конфликта между родителями, как наиболее эмоционально ранимые члены. Такое взаимодействие в семейной системе необходимо для соблюдения закона гомеостаза (равновесия, сохранности системы). То есть, изменившееся поведение ребёнка является сигналом «поломки» в супружеской подсистеме семьи. В тоже время родители «объединяются» между собой в борьбе за изменение поведения ребёнка. Объединение может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. На данном этапе родители часто и обращаются к психологу, предъявляя в качестве запроса на их взгляд беспричинно «неправильное» поведение сына или дочери и часто замалчивая о межличностном конфликте между собой. Необходимо отметить, что наблюдаются следующие близкие и отдалённые психологические последствия вовлечения ребёнка в супружеский конфликт:

  • Ролевая инверсия – ребенок становится поверенным родителя, вынужден оказывать ему эмоциональную поддержку, заботиться о нем или о младших детях. Следствие – высокая тревожность, низкая самооценка, трудности во взаимоотношениях.
  • Конфликт лояльности (интрапсихический конфликт) – ребенок вынужден скрывать свое отношение к одному из родителей, информацию о нем и свои контакты с ним. Следствие – эмоциональные нарушения. Синдром отвержения родителя – необъективная крайне негативная оценка одного из родителей.

- Ребенок охвачен осуждением родителя, его преувеличенной критикой, полностью солидаризуясь с другим родителем.

- Неадекватная критика не сопровождается чувством вины или стыда со стороны родителя.

- Привязанность к отвергаемому родителю разрушается.

- Не формируется позитивный образ лица соответствующего пола или не развиваются конструктивные представления соответствующего поло-ролевого поведения.

-Возникает как следствие сознательного или неосознаваемого манипулирования ребенком.

Подготовил воспитатель приемного отделения с карантинным блоком Журавлева О.В.

Источник: https://www.b17.ru/

 


Фотогалерея

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Смотреть всеСоциально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Новости

ПодробнееСоциально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации


Результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания

 
×
 
×