Получить консультацию специалистов центра: Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации8 (861) 221-00-26
Детский телефон доверия: Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации8-800-2000-122
25 Мая 2019

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Личная страница учителя-дефектолога Никитиной Л.П.

Кто такой дефектолог и чем он занимается? 

  

Дефектолог - это специалист, который помогает детям, имеющим психические и физические недостатки, адаптироваться в обществе. Эта профессия тесно связана с психологией, социологией и медициной.

Дефектолог занимается с детьми, имеющими:

- проблемы речевого развития;

- нарушения слуха;

- нарушениями зрения;

- проблемы умственного развития;

- проблемы опорно-двигательного аппарата.

Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, занимается не только коррекцией поведения, но и адаптацией таких детей в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией.

В своей работе дефектолог применяет разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

В первую очередь ему необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта. Для этого специалистом проводится диагностика ВПФ (высших психических функций): оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. После завершения диагностики, дефектолог определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия, делая акцент на имеющейся у ребенка патологии зрения, слуха, интеллектуального развития или восприятия.

Дефектолог подбирает условия воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей ребенка; а при необходимости рекомендует дополнительное обследование у таких специалистов, как невролог, окулист, сурдолог, ортодонт, ортопед, психиатр.

 

 Вашему малышу 1-2 года: знания и умения

Оценивая физическое развитие ребенка в этом возрасте, в первую очередь, необходимо обратить внимание на координацию и согласованность его движений. Чем лучше он знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

Координация движений определяется развитием моторики.

 Крупная моторика - это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (ходьба, бег, прыжки). К двум годам ваш малыш должен уметь:

- бегать; 

 - подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой; 

 - прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге);

К двум годам ваш малыш способен :

- маршировать; 

- ударить по мячу ногой;

- ходить задом наперед;

- сохранять равновесие.

Мелкая моторика - это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда нужно взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К двум годам ребенок должен уметь:

- рисовать вертикальную линию;  

 - строить башню или дом из 4 - 6 кубиков; 

 - резать бумагу, держа ножницы одной рукой.

 Уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это вы можете увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает держать ложку или выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, кем является ваш ребенок - левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной степени владеет обеими руками), можно будет только к 5 годам.

 Основная задача на данном этапе - продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики, так как развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

Оценить степень развития психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия) у ребенка к двум годам можно по следующим критериям:

 - малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт; 

- выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два - три действия; 

 - повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых;

 - стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции); 

 - знает 130 - 200 слов;

 - объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.

 В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Возраст от 1,5 до 3 лет считается сензитивным, то есть чувствительным для активного развития речи. Мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Осваиваются грамматические правила построения фраз, развивается способность выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому если ваш ребенок молчит и не разговаривает, есть повод обратиться к специалистам (неврологу, логопеду, дефектологу).

 Социальное  развитие  включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. В данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания.

К двум годам ребенок должен уметь:

- проситься и ходить на горшок;

- заинтересованно относиться к процессу одевания - охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться;

 - мыть и вытирать руки;

 - есть самостоятельно и уметь пить из чашки;

 - уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой;

 - чистить зубы с помощью взрослого;

 - подражать действиям и поведению взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).

 

Вашему малышу 2-3 года: знания и умения

Развитие речи

- понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях, отвечает на вопросы об этих событиях; 

- выполняет до 3 поручений (возьми, отнеси, положи);  

- называет детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.);  

- использует предложения из 2-3 слов; 

- употребляет в речи прилагательные, местоимения, предлоги;  

- называет предметы по картинкам;  

- говорит «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй». 

Сенсорное развитие 

- соотносит объемную геометрическую фигуру с плоскостным изображением, накладывать на образец; 

- группирует предметы по форме (круги, квадраты, треугольники); 

- выделяет величину предмета в сравнении (большой, поменьше, маленький);  

- различает 3-4 цвета, подбирает цвета по образцу, называть их; 

- различает качества предмета: тяжелый – легкий; мягкий – твердый; 

- учится различать температуру: холодный – теплый. 

Развитие бытовых навыков 

- ест аккуратно, не обливаясь;  

- при умывании трет ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком;  

- самостоятельно одевается (натягивать носочки, шапку, обуваться);  

- частично раздевается; 

- складывает на место одежду, обувь, посуду, игрушки; 

- регулирует отправление физиологических потребностей.

 

Вашему ребенку 3-4 года: знания и умения

 

Внимание         

- Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: поднять руки вверх, опустить руки , присесть, хлопнуть в ладоши.

- Хлопает в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например: сок. (Произнесите слова: вода, дождь, сок, машина, ложка, диван, сок, цветы, заяц, солнце, девочка, сок, ветер, собака, елка, морковь).

- Складывает по предложенному образцу простые постройки из конструктора.

- Находит сходства и отличия между двумя игрушками.

- Называет сходства и различия между двумя картинками.

- Находит одинаковые предметы.

- Складывает картинку из 2-3-4 частей.

- Выполняет задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

- Удерживает в поле зрения 4-5 предметов.

Мышление

- Собирать пирамидку из семи колечек в правильном порядке; вкладывать формы друг в друга по размеру.

- Подбирает самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.

- Знает обобщающие понятия: домашние животные, дикие животные, цветы, одежда, посуда, мебель; распределяет картинки в обобщающие группы.

- Находит лишний предмет в каждой группе и правильно объясняет свой выбор.

- Находит пару каждому предмету.

- Отвечает на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»

- Подбирает противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).

- Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Память

- Точно выполняет инструкцию, состоящую из трех-четырех команд: пойти на кухню, открыть шкаф, взять чашку, принести ее в комнату.

- Определяет с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.

- Повторяет за взрослым на слух четыре-пять слов: заяц, дом, кот, елка, цветы.

- Повторяет на слух цифры в определенном порядке: два – пять – семь; четыре – один – шесть – три.

- Запоминает и называет без помощи взрослого 4-5 предметов.

- Знает наизусть несколько стишков, загадок.

- Пересказывает содержание услышанной сказки.

- Запоминает содержание сюжетного рисунка.

- Воспроизводит в памяти события своей жизни.

Мелкая моторика

- Показывает отдельно один палец (указательный), два (указательный и средний).

- Кистями рук делает «фонарики».

- Нанизывает крупные бусины на нитку.

- Завязывает узлы на толстой веревке или на шнуре.

- Застегивает пуговицы, молнии.

- Показывает в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.

- Проводит линии по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

- Заштриховывает фигуры, стараясь не выходить за контуры рисунков.

- Аккуратно раскрашивает картинки, стараясь не выходить за контуры.

- Проводит линии по середине дорожки, стараясь не выходить за ее края.

Математика

- Показывает один и много предметов.

- Показывает предметы, похожие по форме на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

- Показывает правую и левую руку.

- Показывает предметы, которые находятся справа от него и слева.

- Показывает, что находится вверху и внизу от него.

- Сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.

- Сравнивает два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).

- Узнает и называет квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

- Понимает слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

Развитие речи

- Ребенок знает, что собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.

- Ребенок знает, что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).

- После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составляет простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.

- Произносить правильно все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных .

- Согласовывает слова в роде, числе, падеже.

- Понимает обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.

- Правильно употребляет существительные с предлогами: в, на, под, за.

- Отвечает на простейшие вопросы.

Окружающий мир

- Называет свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.

- Говорит, сколько ему лет.

- Знает город, в котором он живет; свой домашний адрес.

- Говорит, в какое время года бывает снег, растут цветы, летают бабочки, когда лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются почки, листья желтеют и опадают.

- Знает названия 2-3 деревьев, несколько названий цветков.

- Называет отличительные особенности внешнего вида домашних / диких животных и их детенышей.

- Различает и называет бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение, существенные детали и части предметов.

- Различает и называет погодные явления.

- Называет несколько профессий.

- Различает на вкус 2-3 вида овощей и фруктов. 

 

Вашему ребенку 4-5 лет: знания и умения 

 

Речевое развитие:

- Правильно произносит все звуки родного языка.

- Использует в речи существительные, обозначающие профессии.

- Употребляет существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные.

- Согласовывает слова в роде, числе, падеже.

- Употребляет предложения с однородными членами.

- Пересказывает небольшие рассказы и сказки, составлять рассказ по сюжетной картинке.

- Умеет отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

- Читает наизусть небольшие стихотворения.

Познавательное развитие:

- Считает в пределах 5, отвечать на вопрос «сколько всего».

- Сравнивает 2 группы предметов, используя счет.

- Сравнивает 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.

- Узнает и называет треугольник, отличать его от круга и квадрата.

- Различает и называет части суток.

- Определяет направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

- Знает правую и левую руку.

- Умеет конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

- Умеет вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину).

- Определяет материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).

- Знает предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход);

- Различает и называет части тела животного и человека.

- Знает названия 3-4 деревьев, названия 3-4 цветков.

- Различает по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов.

- Знает 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных).

- Называет насекомых.

- Имеет представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

- Имеет представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Социально – коммуникативное развитие:

- Умеет договариваться  с  детьми, во что играть, кто кем будет в игре.

- Использует  «вежливые» слова.

- Имеет  представление о работе своих родителей.

- Знает страну, город, в котором живет; свой домашний адрес.

- Соблюдает  правила поведения на улице и в транспорте.

- Знает правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора).

- Соблюдает  элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

- Имеет  представление о значимости труда взрослых.

- Бережно относится к тому, что сделано руками человека. 

 

Вашему ребенку 5-6 лет: знания и умения 

 

Внимание

- Выполняет задания, не отвлекаясь, около 15 минут.

- Находит 5-6 отличий между двумя предметами и между двумя рисунками.

- Удерживает в поле зрения 8-10 предметов.

- Копирует в точности узор или движение.

- Легко играет в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

 Математика

- Знает цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,

- Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание.

- Пользуется арифметическими знаками действий.

- Делит круг, квадрат на две и четыре равные части.

- Знает состав чисел первого десятка.

- Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10.

- Знает, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

- Знает название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память

- Запоминает 8-10 картинок.

- Запоминает считалки и скороговорки.

- Рассказывает по памяти рассказы, сказки, содержание картинок.

- Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

- Может закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т.д.

- Находит лишнее слово среди группы слов, например: «Андрей, Сергей, Никита, Федоров, Алексей», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».

- Отвечает на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т.д.

- Определяет последовательность событий.

Мышление

- Находит и объясняет несоответствия на рисунках.

- Находит и объясняет отличия между предметами и явлениями.

- Находит среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

- Складывает из конструктора по образцу любую фигуру.

- Складывает из бумаги по образцу простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

- Вырезает ножницами нарисованную фигуру по контуру.

- Выполняет аппликации на бумаге.

- Складывает пазлы.

Мелкая моторика

- Регулирует силу нажима на карандаш и кисть.

- Располагает изображение на всем листе или в заданных пределах.

- Штрихует рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивает рисунки.

- Ориентируется в тетради в клетку или в линейку.

 Развитие речи

- Быстро образует новые словосочетания. Например: сумка из кожи – кожаная сумка.

- Объясняет содержание пословиц.

- Составляет рассказы по одной картинке, по серии картинок.

- Выразительно читает наизусть стихи.

- Составляет предложения из предложенных слов.

- Составляет предложения из 3-4 слов. Составляет схему предложения. Делит простые предложения на слова.  Делит слова на слоги (части).

- Различает гласные и согласные буквы.

- Определяет, на какой слог падает ударение.

- Определяет на слух мягкость и твердость звука в словах.

- Определяет количество звуков и букв в слове.

 Окружающий мир

- Называет свое имя и фамилию. Называет имя и фамилию своих родителей. Знает название своего города. Знает название столицы Родины.

-  Знает название нашей планеты.

- Знает названия и значение основных профессий людей.

- Называет времена года, части суток, дни недели.

- Называет весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

- Отличает хищных животных от травоядных.

- Отличает перелетных птиц от зимующих.

- Отличает садовые цветы от полевых.

- Называет явления природы.

 

Вашему ребенку 6-7 лет: знания и умения

 

Старший дошкольник должен уметь контролировать себя, сознательно удерживая внимание в течение получаса. Он достаточно сообразителен, чтобы найти между похожими картинками 8 отличий. Также ему под силу запомнить около десяти картинок и составить по ним рассказ. Количество предложений в рассказе должно быть около восьми. Должен считать до двадцати в прямом и обратном счете. Составлять картинки как минимум из 10 частей.

Что касается памяти, то выучить пару четверостиший будущему школьнику уже не составит труда.

Перед школой ребенок должен знать:

- Свое имя, фамилию, отчество.

- Имя, фамилию, отчество родителей.

- Свой адрес: страну, город и домашний адрес.

- Знать особенности природы (времена года, понимать разницу между живой и неживой природой.

- Отличать диких животных от домашних, знать их детенышей.

- Уметь писать в тетради простейшие фигуры: крючки, овалы, волнистые линии.

- Рисовать карандашами, фломастерами, красками.

- Иметь представления о разных профессиях.

- Иметь представления, как ухаживать за комнатными растениями.

- Самостоятельно раздеваться, одеваться и аккуратно складывать вещи.

- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20-25 минут.

- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

- Копировать в точности узор или движение.

- Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе и т.д. Другой вариант игры: если услышал слово, на конце которого звук [а], – подними руку и т.д.

- Уметь рассказывать, чем он любит заниматься.

- Отвечать на вопрос «Зачем он пойдет в школу?» 

 

Значение слуха в развитии ребенка.

Как проверить слух?

 

Всем известный факт: слух во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае ребенок сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за нарушения слуха напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Самая первая проверка, скрининг слуха (отоакустическая эмиссия), происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях.

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы, использование при лечении ототоксических препаратов.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует обязательно обратиться к педиатру по месту жительства, а он, в свою очередь, направит вас к отоларингологу и сурдологу.

Вы  также можете периодически проверять слух вашего ребенка в домашних условиях.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать -  хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать - вздрогнуть или вскинуться всем телом. 

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью баночек с крупами – «гороховые пробы». В  разные пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку, заполняя емкости на 1/3. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного развития функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности - такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук - замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться.  К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует ребенок:  на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию ребенка на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы -тихие и высокочастотные. 

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Просите шепотом своего ребенка время от времени подать вам какую-нибудь знакомую для него игрушку. 

Проблемы со слухом у детей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит - вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, растущая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками - все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Ребенок с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы. 

При проверке слуха у школьников вполне допустимо использовать традиционную «шепотную» методику.

1. Чтобы получить достоверные результаты, следует создать в помещении бесшумную обстановку.

2. Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует прикрыть нижнюю часть лица картоном или веером и встать на расстоянии 6 метров от ребенка.

3. Каждое ухо следует проверять отдельно - для этого необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход.

4. Проверка слуха начинается с самых высоких по тональности звуков - шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи.

5. Родители должны называть слова, а ребенок - повторять услышанное. 

Если в ходе домашней проверки слуха вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист проведет обследование и при необходимости направит вас к сурдологу, где будет составлена программа терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать и развиваться. 

 

Значение зрения в развитии ребенка.

Симптомы нарушений зрения.

 

Зрение - одно из самых ценных чувств вашего ребенка.

По мере взросления 80% новой информации ребенок получает с помощью зрения. Малыш должен четко видеть все предметы как вблизи, так и издалека. Зрительно-моторная координация очень важна для ребенка. Она защищает его от опасностей и помогает лучше адаптироваться в окружающем мире.

Маленькие дети с нарушением зрения часто даже не осознают того, что видят плохо. Любое зрение для них является нормой, им просто не с чем сравнивать. Также проблемы со зрением могут проявляться очень медленно, и дети их просто не замечают. Кроме того, ребенок с еще небольшим словарным запасом часто просто не может объяснить свои ощущения.

Если вы посмотрите в объектив камеры со смазанным фокусом, вы поймете, как маленькие дети с близорукостью видят окружающий их мир. Представляете, как им тяжело разобрать, что написано, например, на школьной доске. Это часто ослабляет внимание ребенка, он становится рассеянным. Хорошо, если ребенок общительный и сразу дает понять учителю, что он плохо видит. Но в реальности, маленькие дети очень застенчивы, чтобы побеспокоить учителей. В дальнейшем, это может привести к плохим оценкам и неуверенности в себе.

Близорукость - не единственное нарушение зрения, которое может встречаться у детей. Ребенок может быть дальнозорким и слабо видеть предметы вблизи. Это мешает ему комфортно читать книги, писать и заниматься работой, которая требует хорошего зрения вблизи.

Существуют и другие нарушения зрения:

- неспособность совмещать то, что видит каждый глаз, в одно целое;

- нарушение зрительной мышцы;

- неспособность сфокусироваться на предмете.

Таким образом, раннее обнаружение проблем зрительного восприятия поможет вовремя среагировать и успешно избавить ребенка от подобных нарушений. Если же запустить этот процесс, то можно наткнуться на гораздо более серьезные проблемы со зрением ребенка в будущем.

Слабое зрения негативно влияет и на социальное развитие ребенка. 

Врачи выделают основные симптомы, которые помогут вам понять, что ваш ребенок испытывает проблемы со зрением:

- легкое косоглазие при рассмотрении дальних объектов;

- поворот или наклон головы в сторону левого/правого глаза;

- слишком близкое расположение книги при чтении;

- нежелание выполнять то, что требует хорошего зрения вблизи;

- сильное изменение положения тетради или книги во время письма и чтения;

- частая потеря места чтение на странице книги;

- частое использование пальца, чтобы не потерять место чтения;

- частые ошибки в коротких словах во время чтения;

- частое протирание глаз руками;

- головные боли в области висков и затылка.

Если вы замечаете такие симптомы нарушения зрения у вашего ребенка, то вы должны обязательно обратиться к офтальмологу, чтобы специалист смог провести обследование зрения вашего малыша и назначить необходимую терапию. 

 

Задержка психического развития 

Задержка психического развития (ЗПР) -  это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

ЗПР характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении. 

Выделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

К биологическим причинам ЗПР относятся:

- тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы матери во время беременности;

- недоношенность;

- внутриутробная гипоксия плода;

- асфиксия при родах, травмы при родах;

- инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;

- генетическая предрасположенность;

- соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);

- поражение отдельных участков центральной нервной системы.

К социальным причинам ЗПР относятся:

- ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;

- психические травмы;

- неблагоприятные условия жизни;

- педагогическая запущенность. 

Нарушения интеллекта у детей с ЗПР носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое. Именно поэтому объяснение учебного материала детям с ЗПР должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с ЗПР неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. Часто обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с ЗПР характеризуется отрывочностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речь отличается нарушениями произношения, нарушением слуховой дифференциации, ограниченным словарным запасом, аграмматизмами, затруднениями построения связного высказывания. Выявляются нарушения письменной речи - дисграфия и дислексия.

Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию. 

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы (5-7 лет), когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы ЗПР можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

- отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, какие-то навыки личной гигиены, самостоятельная еда);

- излишняя замкнутость: если ребенок сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;

- нерешительность;

- агрессивность;

- тревожность.

В период младенчества такие дети начинают позже держать голову, делать первые шаги, говорить. При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе таких специалистов, как детский психолог, логопед, дефектолог, педиатр, детский невролог, психиатр. На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключение о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений. 

Если к окончанию младшего школьного возраста (4 класс) признаки ЗПР остаются, то речь уже может идти либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются от ЗПР:

- при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при правильно организованном обучении и воспитании;

- дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;

- ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует. 

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким детям и их родителям. 

Педагоги и родители должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни - вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины. Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику.

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и др. современных методов. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно.

 

 

Как помочь ребенку стать внимательным

 

Внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание влияет на результативность учебной деятельности ребёнка. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но этот интерес кратковременный, и когда объект перестает быть интересным, то этот вид внимания прекращается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что необходимо, иногда даже жертвуя более интересным для него занятием. Считается, что чем лучше развита речь у ребенка, тем раньше формируется произвольное внимание. Развитию произвольного внимания способствуют различные занятия с ребенком, игры с правилами, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания. Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Можно помочь ребёнку стать внимательным, для этого необходимо тренировать его внимание. Так как в основе внимания лежит интерес, то чем интереснее и разнообразнее будут игры и задания, предложенные ребёнку, тем быстрее можно развить произвольное внимание ребёнка. При развитии внимания ребёнка важно учитывать круг его интересов и увлечений. Отталкиваясь от них, можно привлекать внимание ребенка к другим процессам и явлениям, связанным с его интересами.

Тренировать внимание необходимо постоянно. Для этого используйте любую возможность, где бы вы не находились, куда бы вы не отправились: на прогулку, в гости, в поликлинику, в поездку, в поход. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка, хвалите ребенка за проявления его внимания.

Вот примерные упражнения, игры и задания, которые вы можете использовать.

- выкладывание узора из мозаики;

- выкладывание фигуры из палочек по образцу и по памяти;

- нахождение различий в двух похожих картинках;

- нахождение двух одинаковых предметов среди нескольких похожих;

- нанизывание бусинок по образцу и по памяти;

- срисовывание по клеточкам;

- нахождение одной буквы в журнальном или распечатанном тексте;

- тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок;

- учите сравнивать, анализировать, находить и исправлять ошибки;

- предлагайте детям повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

- предлагайте детям по предложенному образцу сложить из счетных палочек определенный предмет.

 

 

 

 

 


Фотогалерея

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Смотреть всеСоциально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Новости

ПодробнееСоциально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации


Результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания

 
×
 
×