Получить консультацию специалистов центра: Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации8 (861) 221-00-26
Детский телефон доверия: Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации8-800-2000-122
22 Июня 2018

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Методические рекомендации для работы с Перечнями и приложениями

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАЕВОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

по использованию «Перечня критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории»

Пояснительная записка

В соответствии с порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядком проведения аттестации), утвержденным приказом министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276, аттестация педагогических работников, проводимая по желанию педагогических работников, имеет целью установление квалификационной категории (первой или высшей).

Аттестация является действенным механизмом совершенствования педагогических кадров и направлена на стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста, повышение эффективности и качества педагогической деятельности.

В период аттестации группа специалистов проводит всесторонний анализ профессиональной деятельности педагога на основе сформированного в межаттестационный период пакета аттестационных документов (портфолио).

В связи с этим разработаны методические рекомендации для работы с Перечнями критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) (далее – Перечни или Перечни критериев и показателей).

Перечни разработаны в соответствии нормативными документами:

-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

-Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

-Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

-Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Терминология

Аттестуемый – педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и подавший документы на аттестацию в целях установления соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Межаттестационный период – период между предыдущей и последующей аттестациями.

Под пакетом документов аттестуемого (портфолио) понимается комплект документов, представляющий совокупность достижений педагога, который является формой предъявления результативности профессиональной деятельности педагогического работника в межаттестационный период при проведении аттестации с целью установления квалификационной категории.

Алгоритм деятельности педагогического работника по накоплению, сбору и самоанализу аттестационных документов

Для успешного прохождения аттестации педагогическим работникам с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой, высшей) каждому аттестуемому педагогу необходимо:

-проанализировать содержание Перечня критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории по своей должности;

-сформировать пакет документов, подтверждающий результаты профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период, за последние 5 лет или менее, за фактически отработанный период;

-заполнить формы для заполнения Перечней с целью определения количества баллов на заявленную квалификационную категорию.

В соответствии с требованиями п. 36 Порядка проведения аттестации первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

1)стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

2)выявления развития способностей у обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

3)личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

В соответствии с требованиями п. 37 Порядка проведения аттестации высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

1)достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662;

2)выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

3)личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Структура и содержание настоящих «Перечней критериев и показателей» разработаны в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации, а также с учётом специфики деятельности учреждений социального обслуживания, которые наряду с основным видом деятельности по социальному обслуживанию, осуществляют образовательную деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых на основании соответствующей лицензии.

Пакет аттестационных документов.

Пакет аттестационных документов предназначен для оценки уровня профессионализма работника и представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение педагогического работника решать задачи своей профессиональной деятельности.

Пакет аттестационных документов представляет собой файловую папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии и прочие материалы) в соответствии с установленной в Перечне структурой.

Все документы должны быть:

-датированы;

-заверены подписью руководителя учреждения, печатью;

-соответствовать показателям и критериям;

-разделы пакета документов должны максимально соответствовать разделам Перечня критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории.

Существует определенный порядок формирования пакета аттестационных документов педагогических работников.

Пакет аттестационных документов педагогического работника в структурном плане представляет собой два неравноценных блока информации:

1.Титульный лист

Титульный лист содержит в себе информацию документального плана о педагогическом работнике, это:

-фамилия, имя, отчество аттестуемого педагогического работника;

-должность;

-место работы (в соответствии с Уставом учреждения);

-образование (наименование образовательной организации, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);

-стаж педагогической работы (лет) в данной должности (лет), в данном учреждении (лет);

-заявленная квалификационная категория;

-копии документов: об образовании, аттестационного листа (при наличии).

Содержание. В нем указывается перечень материалов, включенных в разделы аттестационного пакета документов.

Вступление к портфолио может быть представлено в виде выступления, эссе, пояснительной записки и т.д. Форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц.

II. Аттестационные документы по разделам Перечня критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории

Раздел 1.

Результаты освоения воспитанниками/инвалидами коррекционно-развивающих программ

Этот раздел является обязательным для заполнения, поскольку отражает сущность профессиональной деятельности педагогического работника.

Основными источниками информации являются аналитические качественно-количественные отчёты аттестуемых по результатам коррекционной деятельности с воспитанниками/инвалидами, заверенные руководителем учреждения. Для более успешного написания отчёта аттестуемому следует помнить о необходимости мониторинга в межаттестационный период, творчески подходить к выбору форм и содержания контроля по своему направлению деятельности (Приложение № 2).

Данный отчет может содержать в себе следующую информацию:

-описание контингента воспитанников;

-описание алгоритма составления индивидуальной программы реабилитации воспитанника/инвалида;

-информация о том, каким образом отслеживается положительная динамика в работе, по каким методикам проводится диагностика и пр.;

-результаты реализации индивидуальных программ реабилитации и социально-реабилитационных программ;

-мероприятия по социально-бытовой адаптации:

информирование и консультирование воспитанника/инвалида и его семьи;

«адаптационное» обучение воспитанника/инвалида и его семьи;

обучение воспитанника/инвалида навыкам самообслуживания;

овладение социальными навыками;

содействие в обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

адаптация жилья инвалида к его потребностям;

-мероприятия по социально-средовой ориентации, которые включают:

социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение воспитанников/инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую помощь);

-обучение: общению, навыкам проведения отдыха и досуга, занятиями физкультурой и спортом;

-организацию различных форм занятости воспитанников/инвалидов;

-оказание помощи в решении личных проблем;

-социальный патронаж;

-взаимодействие аттестуемого с социальными партнёрами и др.

Результаты могут быть наглядными, т.е. представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм; иметь пояснительные надписи; сопровождаться краткой разъяснительной информацией; заверены руководителем учреждения.

Раздел 2.

Выявление и развитие у воспитанников / инвалидов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

В данном разделе размещается информация, подтверждающая эффективность деятельности педагога по выявлению у воспитанников/инвалидов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

Выявление способностей осуществляется следующими методами: педагогическое наблюдение, беседы с коллегами, анализ документации.

Развитие способностей заключается в педагогической поддержке воспитанников / инвалидов, стимулировании их участия в мероприятиях: конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.

Достижения педагогического работника в выполнении воспитывающей и развивающей функции находят свое отражение в личностных достижениях воспитанников /инвалидов.

Критерий 2.1. «Результаты участия воспитанников / инвалидов или команды воспитанников /инвалидов в соревнованиях, творческих очных и заочных конкурсах и т.д.»

Результаты участия воспитанников / инвалидов в мероприятиях, имеющих конкурсный характер: олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, а также победа или призовое место должны быть подтверждены заверенными копиями дипломов и грамот. В случае участия (не занял никакого места) достаточно представления справки либо выписки из приказа.

Следует отметить, что учитываются только те достижения воспитанников / инвалидов в мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.), в подготовке к которым участвовал аттестуемый педагог, что подтверждается заверенными копиями приказов о назначении педагога ответственным за подготовку к мероприятию и пр.

Аттестуемому необходимо обратить внимание на оценку конкурсов, имеющих разный статус. Для этого необходимо внимательно прочитать положение о конкурсе и найти наименование организатора конкурса, понять какими нормативными документами он утверждается, из чего станет ясен характер мероприятия. Статус конкурса можно определить также по бланку сертификата (грамоты, благодарности и т.п.), на которых должны быть указаны реквизиты организатора конкурса.

Критерий 2.2. «Результаты участия воспитанников / инвалидов в разработке и реализации социально-значимых проектов различной направленности»предполагает, что сам педагог знаком с технологий социального проектирования, сам разрабатывает и вовлекает воспитанников в разработку, защиту и реализацию социальных проектов, нацеленных на решение социально значимых проблем, перечень которых практически необозрим (Приложение № 1).

Приведем примеры: профилактика отклоняющегося поведения (социального сиротства, алкогольной/никотиновой и иной зависимостей) среди подростков; помощь престарелым и одиноким гражданам; озеленение учреждения, города, станицы; формирование толерантного сознания детей в полиэтнических общностях; социальная адаптация детей-инвалидов; пути взаимодействия социума и школы; пропаганда традиций Кубанского казачества и многое другое.

Перечислить социальные проблемы практически невозможно, поскольку в разных населенных пунктах их перечень может варьироваться. Но общим является их социальная значимость.

Раздел 3.

Личный вклад в повышение качества коррекционно-развивающей работы

Педагогический работник вносит личный вклад в повышение качества реабилитационного процесса посредством совершенствования методов коррекции и воспитания, продуктивного использования новых коррекционных технологий; осуществления методической деятельности, обобщения, распространения и транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации, в разработке программно-методического сопровождения коррекционного процесса, в профессиональных конкурсах и значимых для социума мероприятиях.

Указанный разделявляется самым обширным в перечнях, он состоит из 3-х подразделов, отражающих логику и систему саморазвития педагога в профессиональной деятельности:

3.1. Совершенствование методов коррекции и воспитания (для первой КК)/ и продуктивного использования новых коррекционных технологий (для высшей КК).

3.2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (для первой КК), /в том числе экспериментальной и инновационной (для высшей КК).

3.3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации (для первой КК), / в разработке программно-методического сопровождения реабилитационного процесса (для высшей КК).

И в этом разделе сохраняется тот же подход, что и в предыдущих разделах: для высшей категории уровень требований гораздо глубже и предполагает работу не ниже зонального или регионального уровней.

Рассмотрим подробнее содержание и особенности оценивания показателей в подразделах.

Подраздел 3.1. Совершенствование методов коррекции и воспитания/и продуктивного использования новых коррекционных технологий

Под совершенствованием следует понимать внесение педагогом в используемый метод каких-либо новшеств, которые позволили улучшить полученные результаты коррекционно-воспитательной работы. При наличии элементов совершенствования метода в подтверждающих материалах следует более тщательно прописать целесообразность введенного новшества, его практическую реализацию и эффективность применения.

В данном подразделе помещается вся информация по используемым педагогом коррекционным технологиям.

В данном подразделе представлено четыре критерия.

3.1.1. Владение современными коррекционными технологиями.

3.1.2. Применение информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных технологий.

3.1.3. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе реабилитации.

3.1.4. Создание здоровьесберегающих условий для воспитанников.

 В показателях 3.1.1, 3.1.2, 3.1.4 по данным критериям отражается владение тремя важнейшими типами коррекционных технологий и эффективное применение их в практической деятельности.

Обязательный минимум баллов по каждому из трех показателей: 5 - для первой и 10 – для высшей категории.

Согласно Перечню, одним из документов, подтверждающим выполнение критерия 3.1.1. является аналитический отчёт о выборе программ и коррекционных технологий (Приложение № 3). Данный отчёт (рекомендации о написании отчёта даны в приложении № 2) должен в объеме не превышать 2-3 страницы и содержать в себе следующую информацию:

-перечень используемых педагогом программ, коррекционных технологий, методических пособий, автора;

-актуальность использования технологии, реализуемых целей, возможностей и целесообразности применения их в конкретных условиях, указание показателей, по которым отслеживается эффективность применения, результаты эффективности применения;

-обоснование выбора именно этого программно-методического обеспечения, в зависимости от группы воспитанников, их реабилитационных потребностей, материально-технических условий и пр.

Для получения баллов достаточно представить не менее 5-ти конспектов занятий (распечатка на бумажном носителе), демонстрирующих обоснованное и эффективное применение педагогом коррекционных технологий. Для наглядности, используемые на занятиих технологии можно выделить цветными закладками или иным образом отметить наличие коррекционных технологий в тексте конспектов.

По этим же открытым занятиям представляются не менее 5-ти отзывов, отражающих эффективность использования коррекционных технологий (Приложение № 4).

Конспект занятия разрабатывается на основании рабочей программы. При его оформлении обязательно должны быть выделены цели, задачи и этапы занятия, отображено взаимодействие педагога и воспитанников в достижении результатов, применяемые коррекционные технологии.

Критерий 3.1.2. Применение информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных технологий.

К информационно-коммуникационным технологиям относятся: Интернет, компьютерное оборудование, сотовая связь, электронная почта, мультимедийные средства, программное обеспечение и пр.

Все информационные и коммуникационные средства, которые используются в сфере образования, можно поделить на два вида: программные и аппаратные.

К аппаратным средствам можно отнести компьютер, принтер, проектор. К программным: обучающие и развивающие программы; программы-тренажеры (интеллектуальные, развивающие); справочные и информационно-поисковые программы; демонстрационные программы; имитационные игры; игровые коррекционно-развивающие программы; дистанционное обучение; обучение работы с программой «Скайп», видеозанятия (использование программ на DVD-носителях).

Отчет по данному критерию должен в объёме не превышать 2-3 страницы и содержать в себе следующую информацию:

-обоснование необходимости и целесообразности включения ИКТ в профессиональную деятельность;

-описание конкретных примеров использования ИКТ (в качестве средств наглядности при работе с детьми, родителями, в качестве образовательного ресурса - работа в сетевых сообществах и пр.; в качестве средства, помогающего организовать свою профессиональную деятельность – составление банка данных, картотек, ведение мониторинга и пр.);

-описание того, насколько системно (либо периодически) использует педагог ИКТ в своей профессиональной деятельности;

-информацию о соблюдении требований безопасности при использовании ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Отзывы на открытые мероприятия должны содержать в себе информацию именно об использовании ИКТ, а не о мероприятии в целом. (Например, применялись ли ИКТ на просмотренном мероприятии; соблюдались ли требования к размещению и использованию ИКТ-оборудования; почерпнули ли Вы что-либо интересное из применяемых педагогом ИКТ; Привело ли применение ИКТ к усилению мотивации воспитанников; помогло ли использование ИКТ в решении поставленных педагогом задач; в каком качестве применялись ИКТ на просмотренном мероприятии: в качестве средств наглядности при работе с детьми, либо в качестве дидактического пособия для работы с детьми и др.).

Критерий 3.1.3. «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе реабилитации» предполагает оценку работы педагога с готовыми или созданными им самим цифровыми образовательными ресурсами. Цифровой образовательный ресурс (далее – ЦОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе реабилитации.

ЦОР подразделяется на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. К ЦОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Мультимедийные презентации -это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание воспитанника.

Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с детьми. Начиная от создания мотивационного компонента до закрепления полученных представлений и понятий. Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому использование «слайд-шоу» на этапе закрепления приобретает особое значение.

ЦОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

В реабилитационном процессе педагог может использовать как простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии). Информационный инструмент образовательной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.

Педагог может сам разработать ЦОРы, а может использовать уже готовые. К примеру, CD-диски – приложения к действующим учебно-методическим комплексам, приравниваются к лицензионным продуктам.

Для повышения интереса к предлагаемому педагогом материалу, развития творческих способностей воспитанников педагогом могут быть созданы тематические презентации, видеофильмы, тренинги, методические рекомендации, программы, базы данных коррекционно-развивающего назначения и другие многообразные электронные образовательные продукты.

В списке используемых ЦОР и электронных образовательных продуктов необходимо указать, были ли данные разработки представлены коллегам (на уровне учреждения, муниципального района, региона), была ли проведена их экспертиза, апробация.

Критерий 3.1.4. Создание здоровьесберегающих условий для воспитанников/ инвалидов.

Отчет по данному критерию содержит информацию о здоровьесберегающих технологиях, применяемых аттестуемым при осуществлении коррекционно-воспитательной работы (Приложение № 5). К отчету прилагаются конспекты открытых занятий, в которых нашли отражение применяемые технологии. Отзывы на открытые занятия пишутся по ранее приведенным схемам (см. Приложение № 4).

Подраздел 3.2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (для первой КК), /в том числе экспериментальной и инновационной

(для высшей КК)

В Российской педагогической энциклопедии понятие педагогического опыта определяется как «совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства педагога; один из источников развития педагогической науки».

В этом определении отражена триединая природа педагогического опыта: опыт как образец хорошей работы педагога; опыт как деятельность, в которой нашли воплощение выводы научных исследований или успешное применение технологий другого опыта; и опыт как новаторство, предполагающее собственные педагогические находки, авторские методики, открытие нового педагогического знания.

Сущность передового педагогического опыта состоит в нахождении наиболее оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

Критерий 3.2.1.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

На различных этапах профессиональной деятельности педагог обобщает и распространяет свой педагогический опыт (участие в практических семинарах, мастер-классы, выступления на научно-практических конференциях и пр.).

Критерий предполагает работу с опытом не ниже муниципального уровня - для первой категории, и не ниже регионального – для высшей, поскольку уровень учреждения относится к функциональной деятельности педагогического работника. И только выход за пределы учреждения дает право говорить о распространении своего опыта, хотя уровень учреждения является обязательным этапом и условием обобщения опыта.

Показателем по этому критерию являются публикации в печати о собственном опыте работы, методические, дидактические материалы, размещение методических материалов на сайтах и в сетевых сообществах (за межаттестационный период) (Приложение № 6).

Документы, подтверждающие результаты по показателю:

-ксерокопия титульного листа печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, скриншот или сертификат;

-титульный лист, лист с выходными данными, с обозначением решения соответствующего органа на публикацию.

Третий показатель данного критерия касается передового педагогического опыта и его размещения в региональном банке (ГБУ КК «Краевой методический центр» (см. Приложение № 7«Положение о внесении передового педагогического опыта»).

Критерий 3.2.2. Инновационная деятельность в профессиональной области.

Инновационная деятельность педагогов ориентирована на совершенствование и обновление психолого-педагогических, методических, организационных условий развития системы социального развития и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ.

Аттестующиеся педагоги могут участвовать в конкурсе инновационных продуктов/проектов. Проектная деятельность входит в разряд инновационной деятельности. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, на поиск практических путей решения конкретных жизненно важных проблем и способствует развитию креативности личности, творческих способностей, логического мышления, соединяет знания, полученные в ходе реабилитационного процесса, со способами их практического применения.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых подходов в коррекции и воспитании, обновление коррекционных технологий.

Инновационная деятельность, проводимая в рамках экспериментальных площадок, также может считаться инновационной, но лишь в тех случаях, когда проекты прошли защиту и презентацию на региональных конкурсах инновационных проектов.

Одним из документов, подтверждающим выполнение критерия 3.2.2, является письменный отчет об инновационной деятельности (Приложение № 8).

 Данный отчет может содержать в себе информацию:

-указание наименования инновационной деятельности, а также ее уровня и сроков;

-указание степени собственного участия в рамках инновационной деятельности (педагог принял участие в разработке инновационного проекта, и (или) в его публичной защите, и (или) работает в составе творческой группы по внедрению успешно защищенного проекта);

-краткая информация о сущности инновационного проекта.

Подраздел 3.3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников учреждения (для первой КК), / в разработке программно-методического сопровождения реабилитационного процесса (для высшей КК)

Основная цель методической работы - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества реабилитационного процесса.

Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в формах коррекционно-методической, научно-методической и организационно-методической работы.

Коррекционно-методическая работа направлена на совершенствование методики коррекции, воспитания, непосредственное методическое обеспечение коррекционного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-методической работы, повышение уровня педагогической компетентности.

Критерий 3.3.1. Совершенствование методической базы коррекционно-развивающего процесса.

Одним из документов, подтверждающим выполнение критерия 3.3.1, является аналитическая справка о выборе программ и технологий. Данная справка должна в объеме не превышать 2-3 страницы и содержать в себе следующую информацию:

-перечень используемых педагогом программ, коррекционных технологий, методических пособий с указанием их статуса: комплексная или парциальная программа (отдельные модули), коррекционная технология, либо методическое пособие, автора (ов), года и места издания;

-обоснование выбора именно этого программно-методического обеспечения, в зависимости от группы воспитанников, коррекционных потребностей воспитанников, материально-технических условий и пр.;

-описание того, каким образом в коррекционно-развивающем процессе находит свое «место» указанное программно-методическое обеспечение.

Критерий предполагает владение педагогическим работником компетенцией разработки педагогической продукции самого разного плана: программ, рекомендаций, разработок, методических пособий, сборников дидактического или сценарного материала и т.д.

Подтверждением значимости педагогической продукции является положительная рецензия, оформленная в соответствии с установленными требованиями: для первой категории достаточно рецензии муниципального уровня, для высшей требуется рецензия не ниже регионального уровня (Приложение № 9)

Критерий 3.3.2. Демонстрация уровня профессионализма собственно педагогической и методической деятельности.

Критерий представлен двумя показателями: «Результативность участия в профессиональных конкурсах педагогических работников» и «Результативность участия в профессиональных конкурсах педагогических разработок», отражающих уровень методической зрелости педагога, его способности к рефлексии, самопрезентации, созданию новых педагогических продуктов и их представлению.

Участие в профессиональных конкурсах предполагает участие в конкурсах самого педагога, а не его воспитанников. Если педагог является победителем или призером конкурса, то в пакет документов вкладываются заверенные копии дипломов или грамот. Могут быть также представлены выписки из приказов. Если педагог является участником (не занял никакого места) достаточно представления справки либо выписки из приказа. Педагогический работник может участвовать в конкурсах, отражающих различные аспекты педагогической деятельности и реализующихся в различных формах: очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, сетевой и т.п.

При оценке некоторых показателей встречаются формулировка: при победе в различных конкурсах баллы суммируются, а при участии в одинаковых – поглощаются. Это означает, что при условии участия/победы в муниципальном, региональном, федеральном уровнях одного конкурса засчитывается наивысший уровень. При участии в различных конкурсах баллы суммируются.

Критерий 3.3.3. Уровень квалификации, позволяющий осуществлять экспертную деятельность.

Показатель по данному критерию предусматривает: работу в жюри конкурсов, участие в экспертных группах по аттестации, судейство на соревнованиях и конкурсах, в качестве эксперта по разработке и оценке методических и иных материалов. Участие должно быть подтверждено копиями приказов, либо выписками из приказов.

Если педагогический работник осуществлял разные виды экспертной деятельности или одну и ту же деятельность, но в разные сроки, при наличии подтверждающих документов баллы суммируются (ограничение до 50 баллов).

Критерий 3.3.4. консультативно-методическая работа.

Критерий предполагает работу педагогического работника в составе консилиума учреждения, что подтверждается приказом о создании консилиума, об утверждении его состава.

Критерий 3.3.5. Исполнение функций наставника.

Критерий имеет показатель «Достаточный профессионализм и личностные качества, позволяющие работать в качестве наставника молодых специалистов», что оценивается 30 баллами при предъявлении заверенной копии соответствующего локального акта. Если в течение межаттестационного периода педагогический работник являлся наставником нескольких молодых педагогов и это подтверждено документами, баллы суммируются. Если педагог являлся руководителем педагогической практики студентов и представил документ, подтверждающий этот факт, это приравнивается к исполнению функций наставника.

Критерий 3.3.6. Результативность деятельности педагога с родителями.

Для обеспечения объективности при оценивании деятельности аттестуемого специалисты (эксперты) учитывают взаимодействие педагогического работника с родителями воспитанников и мнение родителей.

Оценивание деятельности педагога по этому показателю предлагается проводить на основании отчёта о его взаимодействии с родителями и положительных отзывов родителей, с которыми взаимодействовал аттестуемый.

Раздел 4. Повышение квалификации

Аттестация педагогических кадров не зависит напрямую от повышения квалификации педагогов. Однако, освоение образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, оказывает влияние на результативность деятельности ивнесение личного вклада в повышение качества реабилитационного процесса.

Руководствуясь федеральным законом № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.47 п.5 пп.2 - педагогические работники имеют «право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года». Курсы повышения квалификации должны быть в объеме не менее 72 часов. (Если педагоги (учителя-предметники) работают по ФГОС ООО, необходимы курсы повышения квалификации в объеме не менее 108 часов).

Засчитываются курсы повышения квалификации, пройденные в очном, заочном, очно-заочном и дистанционном режимах в том случае, если организация имеет лицензию на образовательную деятельность.

Раздел 5.

Отраслевые награды

Педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, соблюдать устав учреждения, правила внутреннего трудового распорядка. Педагогические работники, претендующие и имеющие первую или высшую квалификационную категорию, имеют особый статус в обществе и способствуют повышению социальной значимости и престижа педагогического труда.

Почетные звания, профессиональные награды и премии педагога учитываются за весь период профессиональной деятельности. В качестве подтверждающих документов должны быть представлены заверенные копии наград (грамоты, дипломы, благодарственные письма и др.), либо выписки из приказов.

Аттестация отдельной категории педагогических работников (награжденные государственными, ведомственными наградами, имеющие почетные звания, отраслевые знаки отличия за достижения в педагогической деятельности; победители, призеры краевого этапа конкурсов профессионального мастерства (за последние пять лет), претендующих на имеющуюся у них квалификационную категорию в связи с истечением срока её действия, проводится аттестационной комиссией министерства на основе письменного представления руководителя учреждения, в котором указаны сведения о результатах профессиональной деятельности аттестуемого, либо в порядке, установленном федеральным правовым актом (Приложение № 10).

Аттестационный пакет документов (портфолио) педагогического работника по окончании процедуры аттестации передаётся в учреждение и хранится в течение установленного срока (5 лет) (Приложение № 11).

 Приложение №1

Методические рекомендации
по разработке социальных проектов

Структура социального проекта 

  •  Титульный лист
  •  Аннотация проекта
  •  Описание организации
  •  Обоснование необходимости проекта
  •  Цели и задачи проекта
  •  Методы реализации проекта
  •  Управление проектом
  •  Рабочий план реализации проекта
  •  Ожидаемые результаты
  •  Методы оценки результатов
  •  План дальнейшего развития проекта
  •  Бюджет проекта, состоящий из заполненной табличной формы «Бюджет» и текстовых комментариев к бюджету 

2. Аннотация - краткое изложение проекта, повторяющее все разделы его полного формата

(рекомендуемый объём не более 1стр.)

  • обоснование важности проблемы, на решение которой направлен проект;
  • цель проекта;
  • основные мероприятия по достижению цели;
  • основные результаты проекта (описание результатов с использованием количественных критериев);
  • направления дальнейшего развития проекта после окончания его финансирования;
  • сроки реализации проекта;
  • полная стоимость проекта; запрашиваемая сумма; сумма вклада организации (вкладом организации являются не только денежные средства, но и пересчитанный в деньги труд добровольцев, стоимость оргтехники, которая будет использоваться в проекте, и т.д.). – при необходимости.

Аннотация проекта разрабатывается на основе других разделов заявки и после того, как эти разделы подготовлены.

 3. Описание организации

(рекомендуемый объем не более 0,5-1 стр.)

  • Информация об истории учреждения, ее целях и задачах, достижениях и успешных проектах, примеры финансирования деятельности организации или проектов из других источников, ресурсы и потенциальные возможности организации;
  • описание конкретных проектов, уже реализованных данной организацией: что проведено, когда, где, сколько человек приняли участие в мероприятии (акции), каковы результаты, в том числе в количественном выражении.

 4. Обоснование необходимости проекта

(рекомендуемый объем до 1-2 стр.)

  • подробно описывается конкретная проблема, на решение которой направлен проект (с обязательным использованием количественных оценок). Это описание будет «точкой отсчета» при определении эффективности выполнения проекта через изменение первоначального состояния проблемы.
  • подтверждается актуальность проблемы ссылками на мнение авторитетных экспертов/или официальные источники информации.
  • указываются причины существования данной проблемы и выделяются ее составляющие (компоненты, то есть более узкие проблемы). Такой анализ общественной проблемы позволяет более детально и конкретно формулировать позиции следующих разделов проекта.

 5. Цель и задачи проекта

(рекомендуемый объем 0,5 стр.)

  • Последовательное перечисление цели и задач в конкретной форме.
  • Цель формулирует в одном предложении общий итог проекта. В любом социальном проекте присутствует только одна цель.
  • Задачи содержат конкретные частные результаты проекта, в проекте обычно от 3 до 5 задач. Цель и задачи должны отвечать на вопрос: «Что изменится в состоянии проблемы в итоге выполнения данного проекта?».

 6. Методы реализации проекта

(рекомендуемый объем до 2-3 стр.) 

  • Описание методов достижения поставленной цели и задач проекта.
  • Описание методов должно отвечать на вопрос: «Как будут достигаться цель и решаться задачи проекта, какие ресурсы (людские и материальные) при этом будут задействованы?».
  • Раздел должен содержать достаточно подробную информацию о мероприятиях, которые будут реализовываться в ходе данного проекта.
  • Недостаточно просто перечислить мероприятия, которые планируется провести, необходимо подробно раскрыть содержание каждого метода, их взаимосвязь с другими методами.
  • Желательно давать методам названия и нумеровать их, например: «Метод № 1. Тренинги толерантности».
  • После названия метода дается его подробное описание. Как правило, социальный проект предусматривает 6-8 методов. 

 7. Управление проектом

(рекомендуемый объем до 1 стр.) 

  • В данном разделе заявки описывается, как будет осуществляться управление проектом: фамилия, имя, отчество основных исполнителей проекта;
  • функциональные обязанности и процент рабочего времени в проекте основных исполнителей;
  • формы и периодичность планирования и контроля деятельности по проекту. 

8. Рабочий план реализации проекта

(объем – по необходимости) 

Календарный план осуществления мероприятий по проекту с указанием сроков, исполнителей и ответственных. Рекомендуется подготовить рабочий план в табличной форме с использованием следующих столбцов: № п/п; действия по проекту; сроки; ответственные

9. Ожидаемые результаты

(рекомендуемый объем 0,5-1 стр.) 

  • Конкретное описание предполагаемых качественных и количественных изменений первоначальной ситуации, к которым приведет реализация данного проекта. Рекомендуется сформулировать несколько ожидаемых результатов, каждый из которых должен иметь количественное выражение. Например, количество благополучателей, которые получат в ходе проекта услуги с указанием, какие именно услуги будут оказаны; количество публикаций в местной прессе о проекте;
  • количество материалов в электронных СМИ о проекте; количество консультаций; количество участников просветительских мероприятий (семинаров и тренингов); количество участников других публичных мероприятий (например, «круглых столов»); тираж издаваемых в ходе проекта печатных материалов. Могут быть и другие ожидаемые результаты, исходя из особенностей проекта.

 10. Методы оценки результатов

(рекомендуемый объем 0,5-1 стр.)

Раздел должен содержать способы внутреннего контроля и оценки достижения ожидаемых результатов, чтобы можно было легко оценить итоги проекта и принять решение о целесообразности его продолжения.

Например, если в проекте предусмотрено оказание социальных услуг, данный раздел должен давать ясное представление, на основании чего можно будет сделать вывод о количестве и качестве оказанных услуг.

Каждый предусмотренный в предыдущем разделе ожидаемый результат должен получить свой метод оценки.

Например, если в разделе «Ожидаемые результаты» есть такой результат, как «Не менее 60 человек примут участие в семинарах в ходе проекта», в разделе «Методы оценки результатов» должен быть такой метод, как «Количество участников семинаров будет определено на основании регистрационных листов участников просветительских мероприятий».

 11. План дальнейшего развития проекта

(рекомендуемый объем 0,5-1 стр.)

В разделе представляется информация о том, каким образом будет осуществляться деятельность по направлению проекта после его окончания с указанием предполагаемых источников дальнейшего финансирования.

 12. Бюджет проекта

Данный раздел включает собственно бюджет проекта и комментарии к нему, объясняющие необходимость предполагаемых затрат. Обычно в документации конкурса приводится примерная форма бюджета проекта. 

 Приложение № 2

Методические рекомендации по написанию отчетов

 1. Общие положения

Отчетом следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов применения современных образовательных, информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности. Отчет имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.

Главное требование - отчет должен соответствовать требованиям показателей и критериев по конкретной должности.

 2. Подготовка и оформление отчета

Структурными элементами отчета являются:

-Заголовок (выделенный шрифтом);

-Основная часть;

-Заключение.

Требования к структурным элементам отчета:

Заголовок

В заголовке должны содержаться следующие сведения:

-название работы;

-фамилия, имя, отчество педагогического работника, название учреждения (по уставу), должность.

Основная часть

Основная часть должна содержать:

-Теоретическую часть, в которой излагается перечень современных коррекционных технологий, применяемых педагогом в своей практической деятельность с указанием актуальности их применения именно для конкретного контингента воспитанников.

-Практическую часть, в которой рассматривается конкретный материал из практики работы (когда применяются технологии, тематика занятий, мероприятий, проведенных с применением современных педагогических технологий); указывается информациея о тех задачах, которые помогают решить указанные технологии. Результативность применения коррекционной технологии. Также необходимо отметить: регулярно либо периодически использует педагог данную технологию в своей практической деятельности.

-Способ изложения материала: формулировки должны быть ёмкими и лаконичными. Недопустима чрезмерная упрощенность, как и излишняя наукообразность. Отчет должен не только представить результаты профессиональной деятельности педагога, но и убедительно продемонстрировать их значительность. Достичь этого невозможно без профессионального анализа и оценки представляемых количественных и качественных данных. Обилие цифр, которые никак не комментируются, таблиц, графиков и диаграмм само по себе убеждает плохо. Мало представить результаты, их надо прокомментировать, проанализировать и оценить.

Необходимо избежать при подготовке отчета обилия общих рассуждений на различные педагогические темы, голословных заявлений. Достаточно назвать или кратко охарактеризовать, какие именно педагогические подходы, дидактические системы и конкретные методики использует педагог в своей повседневной работе, используя при этом не более чем 10-15 предложений.

Заключение

Заключение должно содержать краткие выводы и в нем должны быть указаны достижения, которые стали результатом применения современных коррекционных, информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов.

На отчете должна быть указана дата составления. Письменный отчет подписывает руководитель и заверяет печатью учреждения.

3. Технические требования к оформлению отчета

Представленный педагогом отчет должен быть выполнен на бумажном носителе. Нумерация страниц осуществляется арабскими цифрами. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки.

В отчете не допускаются исправления, подчистки, использование корректора.

Объем работы не должен превышать 5-6 страниц машинописного текста. При наличии приложений объем отчета может быть расширен до 10 страниц.

Текст отчета выполняется на одной стороне белой бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Рекомендуемый шрифт — Times New Roman.

Кегль шрифта основного текста должен быть не менее 14 пт, в таблицах — не менее 10 пт, в головках таблиц — не менее 8 пт. Междустрочный интервал – 1,15 - 1.5.

Размещение на страницах отчета виньеток, рамок и прочих украшений, не имеющих непосредственного отношения к содержанию основного текста, не допускается. 

Примерная форма для составления письменного отчета 

По этой форме возможно составлять отчеты: по применению современных коррекционных технологий, информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов, об инновационной деятельности

 Отчет

о применении (современной коррекционной технологии, технологий)

Беловой Ольги Сергеевны, социального педагога ГКУ СО КК _________________________________________

Для решения следующих коррекционных задач: ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

я регулярно (периодически) применяю на занятиях педагогическую технологию (технологии)__________________________________________________________________________________

Результаты применения образовательной технологии (технологий):___________________________________

Выводы: данная (данные) технология помогла мне решить коррекционно-педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять ее (их) на занятиях (данная технология не удовлетворяет меня в решении коррекционно-педагогических задач, и я буду применять другие технологии)

Белова О.С. _______________

                          подпись

Директор центра       ______________________________     ______________

                                                   Ф.И.О.                                   подпись

Дата ________________________М.П. 

Приложение № 3

Перечень часто используемых коррекционных технологий

1. Технологии арт-терапии:

-Сказкотерапия - дети – профессиональные режиссеры. Это психотерапия и психокоррекция, образность и метафоричность языка, психологическая защищенность.

-Драматерапия -т.е. разыгрывание какого-либо сюжета. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация;.

-Изотерапия - лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток.

-Танцевальная терапия – выражение своих эмоций с помощью танца. Основой танцевальной терапии также служит убежденность в том, что только полное, абсолютное выражение может стать стимулом для изменения.

-Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

-Песочная терапия - игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно- количественных представлений, для развития мелкой моторики Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.

-Куклотерапия - это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности;

-Цветотерапия - лечение цветом. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

-Анимационная терапия (мульттерапия) – создание анимационных фильмов, врачевание анимацией. Мульттерапия замечательно работает с детскими страхами, помогает ребенку найти ресурс, чтобы справиться с неприятным переживанием. Дает навык того, как вести себя в ситуации, которая воспринимается как враждебная.

-Библиотерапия – в дословном переводе «лечение книгой». Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.

-Технологии коллажа - предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. В отличие от аппликации коллаж допускает приклеивание объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов.

-Мандала-терапия – это спонтанный рисунок, символ, образ или художественная композиция, создаваемые в пространстве круга. Вместе с тем, круг – это символ целостности, создающий пространство для взаимодействия противоречий. В результате этого взаимодействия человеку и предоставляется возможность найти собственный центр равновесия и устойчивости.

2.Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью:

-ролевые игры;

-деловые игры;

-спортивно-оздоровительные игры;

-развивающие игры;

-тренинги и брейнсторминг (мозговой штурм).

  1. Технологии анималотерапии (работа с животными).
  2. Технологии гарденотерапии (работа с растениями).
  3. Технологии релаксации и саморегуляции.
  4. Технологии «Кинотерапия».
  5. Технологии «Событийный туризм» (посещение культурных мест).
  6. Технологии «Раннее вмешательство» (от 0 до 3-х лет).
  7. Технологии педагогического сотрудничества - предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
  8. Личностно-ориентированные технологии - в центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
  9. Технологии дистанционного обучения.
  10. Здоровьесберегающие технологии.
  11. Информационные-коммуникационные технологии (компьютерные).
  12. Технологии «Сеть социальных контактов».
  13. Восстановительные технологии (служба примирения, примирительный совет).
  14. Технология воспитания этической культуры заключается в актуализации нравственного потенциала, для формирования чувства собственного достоинства, ответственности, гумманизма (ядра личности). Практические действия направлены на проведение занятий этической грамматики и этики. Организация внеурочной деятельности этической направленности. Практическая деятельность по реализации нравственного потенциала (волонтеры, группы доброты и милосердия, шефская помощь, акции доброты).
  15. Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела) воспитание творческой личности через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.). Через средства искусства, различные предметы и явления окружающего мира, общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности. Практические действия: годовой круг творческих дел, праздников, традиций. Все виды деятельности: трудовой, общественной, учебной, спортивной, художественной и т.д. Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»). Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»). Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество). Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
  16. Технология педагогической поддержки - устранение препятствий в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, с деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным и этическим выбором. Построение общности: педагог + воспитанник на основе сотрудничества и договоренности. Поддержка самокоррекции, и самостоятельности в выборе решения, соблюдение конфиденциальности (анонимности), действия по защите здоровья и человеческого достоинства
  17. Технологии применения метода БОС.

 Приложение № 4

Методические рекомендации по составлению отзывов о проведённых мероприятиях

Аттестующимся педагогическим работникам помимо письменного отчета необходимо представить отзывы о проведенных открытых мероприятиях с воспитанниками / инвалидами. В зависимости от того, на какую категорию претендует педагог, открытые мероприятия могут быть посещены:

-для первой категории - коллегами из своего учреждения, либо из другого учреждения территории;

-для высшей категории - коллегами из другого учреждения территории, методистами краевого методического центра.

Формы отзывов могут быть разнообразными. Каждый педагог вправе разработать их для себя, однако существует обязательные моменты, которые необходимо отразить в отзыве:

-       дата и место проведения мероприятия;

-       возрастная группа детей;

-       вид мероприятия (непосредственно коррекционное, развлечение и др.);

-       название мероприятие (если есть);

-       ФИО, должность, место работы педагога, проводившего мероприятие;

-       ФИО, должность, место работы педагога, написавшего отзыв.

Свое мнение о мероприятии педагог может формулировать в свободной форме. Возможно, отзывы с одного мероприятия приложить в пункт 3.1.1 и в пункт 3.1.3, однако отзыв по пункту 3.1.3 должен содержать в себе информацию именно об использовании ИКТ, а не о мероприятии в целом.

Примерная схема для составления отзывов:

Дата проведения ___________________________________________________

Место проведения___________________________________________________

Педагогический работник____________________________________________

Тема занятия _______________________________________________________________

1. Формулирует ли педагог тему и цель занятия?

2. Тип данного занятия.

3. Как учитывались возможности детей при планировании занятия?

4. Какие коррекционные, развивающие и воспитательные цели достигались на занятии? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

5. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на занятии? Как он был реализован?

6. Психологическая атмосфера занятия (взаимоотношения педагог-воспитанник, воспитанник-воспитанник) 

  1. Каким образом предупреждались перегрузки воспитанников?
  2. Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности? Достаточно ли профессионально (на Ваш взгляд) выступил педагог?
  3. Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия?
  4. Добился ли педагог поставленной цели?
  5. Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, продемонстрированные педагогом.
  6. Укажите современные коррекционные технологии, которые педагог применил в своей деятельности.
  7. Образовательная рефлексия (что узнали нового, что понравилось).
  8. Общая оценка занятия (выводы и рекомендации).
  9. Сведения о составителе отзыва (Ф.И.О., место работы, должность, подпись).

 Отзыв на мероприятия по критерию 3.1.1:

«Владение педагогом современными коррекционными технологиями: 

  1. Обучает воспитанников работать в группе;
  2. Создает условия для восприятия воспитанниками предлагаемого материала;
  3. Использует коррекционные технологии для формирования способности воспитанников самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
  4. Организует досуговую деятельность воспитанников;
  5. Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты;
  6. Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей;
  7. Применяет современные коррекционные технологии…;

  Отзыв на мероприятия по критерию 3.1.2.:

«Применение педагогом информационно-коммуникационных технологий».

Отзывы на открытые мероприятия должны содержать в себе информацию именно об использовании ИКТ, а не о мероприятии в целом:

  1. Применялись ли ИКТ на просмотренном мероприятии?
  2. Соблюдались ли требования к размещению и использованию ИКТ оборудования?
  3. Почерпнули ли Вы что-либо интересное из применяемых педагогом ИКТ?
  4. Привело ли применение ИКТ к усилению мотивации детей? Помогло ли использование ИКТ в решении поставленных педагогом задач?
  5. Укажите, в каком качестве применялись ИКТ на просмотренном мероприятии: в качестве средств наглядности при работе с детьми, либо в качестве дидактического пособия для работы с детьми.

Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного занятия (мероприятия). Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок занятия, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа «мне занятие понравилось», «воспитанники и педагог работали активно», «цель занятия достигнута» и т.д. Основанный на критическом подходе анализ должен быть пронизан уважительным отношением к труду педагога, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей.

Для объективности отзыва по мероприятию педагогическому работнику целесообразно предварительно провести консультацию по своему будущему занятию (мероприятию). Целесообразно также, чтобы педагог сам определил параметры и критерии оценки своего занятия (мероприятия).

В «Перечне показателей и критериев» предусмотрена оценка документов в баллах в зависимости от дополнительных условий. В отзывах необходимо четко указать эти условия (уровень образовательного учреждения, уровень муниципалитета, уровень края; посещение занятия педагогами своего учреждения, из других территорий, края и т.п.). 

 Приложение № 5

 Использование здоровьесберегающих технологий

Это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников. Направлен на охрану здоровья воспитанников и пропаганду здорового образа жизни, смену динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смену динамических пауз.

 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Дыхательная гимнастика-это система упражнений на развитие речевого дыхания, насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме; повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы; нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма; развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры). В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос). Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физминутках.

Динамические паузы - использование физкультминуток во время проведения организованной реабилитационной деятельности способствует снижению утомляемости, а также у детей активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной активности от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение (утренняя гимнастика перед завтраком).

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно (упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).

2.Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика - воздействуя на тонус руки ребёнка с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи (игры и упражнения с перчатками и т. д.).

Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли…)

Игры с пособиями.

СУ-ДЖОК-терапия - метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, «тропа здоровья» и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теплового эффекта. Используется в течение всего дня, после сна, и непосредственно в коррекционной деятельности.

Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глаза. Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки.

Формирование культурно-гигиенических навыков - воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие.

Релаксация - направлена на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

«Сухой» бассейн - занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов, т.е. игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для психоэмоционального развития ребенка.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, грецкие орехи, прополис, бусы, деревянные массажеры, массажеры с горохом, фасолью. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Проводится в течение дня и в физкультурно-оздоровительной работе.

Песочная терапия - игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка: постройки из песка, пересыпание, рисование на песке пальцем, палочкой.

3.Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Логоритмика - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

Психогимнастика (мимика и пантомимика) - в непосредственно-коррекционной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики. 

Приложение № 6

 Требования к оформлению публикацийк проведению мастер - класса для педагогических работников 

 Количество публикаций в межаттестационный период – 1-2.

  1. Публикация должна быть посвящена педагогическим, психологическим, технологическим и иным профессиональным коррекционно-развивающим проблемам и путям их решения (по роду деятельности педагога).
  2. Публикация может входить в сборник методических, дидактических или иных психолого-педагогических материалов.
  3. Публикация может быть написана в соавторстве.
  4. Публикации статей в Интернет могут быть учтены в том случае, если сайт имеет официальную регистрацию СМИ.
  5.  Для высшей категории публикации должны быть опубликованы в сборниках научно-практических конференций регионального, межрегионального, федерального или международного уровня проведения. 

 Анализ публикаций по показателям:

-соответствие содержания публикаций заявленной проблеме, которая должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого; 

-актуальность; 

-глубина проработки материала; 

-педагогическая ценность и возможность использования описанного опыта педагогическим сообществом.  

Требования к проведению мастер-класса 

Мастер-класс – одна из эффективных форм распространения передового педагогического опыта. 

Мастер-класс рассматривается как средство передачи педагогом-мастером концептуальной и практической сторон собственной системы работы, предполагающей комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу. 

Мастер-класс является разовой формой работы. 

Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональных компетенций аттестуемым. 

Задачи: 

-обобщение опыта работы аттестуемого по определённой проблеме; 

-распространение аттестуемым своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности; 

-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса; 

-популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Мастер-класс представляется педагогическим работником на взрослой аудитории. Состав аудитории численно не может быть менее пятнадцати человек. По желанию аттестуемого мастер-класс может предполагать работу с залом, когда в работу включены десятки участников. Длительность мастер-класса не должна превышать 40 минут. 

Результативность уровня практической деятельности аттестуемого оценивается по одному проведенному мастер-классу.  

По окончании работы с аудиторией аттестуемый имеет право пояснить модель мероприятия, дать самоанализ проведенного мастер-класса. При возникновении у присутствующих вопросов – ответить на них. 

Для формирования целостного представления о качестве и результативности проведенного мастер-класса, присутствующие могут обратиться к участникам мероприятия с просьбой прокомментировать отношение к предмету обсуждения, полезность занятия и т.д. 

 Приложение № 8

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке отчета по опытно - экспериментальной (исследовательской) работе

Под опытно - экспериментальной работойпедагогического работника понимается комплексная деятельность по разрешению организационно - педагогических проблем посредством исследования.

Исследование – характерный для науки как специализированной формы познавательной деятельности способ производства нового знания.

Педагогическое исследование – комплексная деятельность педагога по разрешению актуальных педагогических проблем посредством организационно - исследовательских методик. Эксперимент – одна из ведущих исследовательских методик, предполагающая проверку существующих теорий на практике.

Для проведения опытно - экспериментальной (исследовательской) работы необходим ряд условий. Эти условияследующие:

-Наличие темы, разрешаемой средствами экспериментирования (исследования).

-Понимание педагогом актуальности экспериментальной (исследовательской) деятельности.

-Поддержка педагога со стороны администрации учреждения.

-Наличие обслуживающих эксперимент (исследование) ресурсов.

-Наличие системы мониторинга.

-Продуктивная организация экспериментальной (исследовательской) деятельности.

-Технологичность организационных и исследовательских процедур.

Типовой алгоритм осуществления опытно - экспериментальной (исследовательской) деятельности педагога может быть следующим.

1.Полное наименование опытно - экспериментальной (исследовательской) работы.

Наименование указанной работы отражает её суть и, если необходимо, условия и средства. Например: «Социализация воспитанников в условиях реабилитационного центра»; «Развитие познавательных способностей ребёнка посредством интерактивных коррекционных технологий» и т.д. В названии не принято использовать более девяти слов и вписывать излишние подробности.

2. Информация об авторе опытно - экспериментальной (исследовательской) работы содержит фамилию, имя, отчество, должность и наименование учреждения, в котором работает педагогический работник.

3. Концепция опытно - экспериментальной (исследовательской) деятельности

3.1. Проблема, на которую направлена опытно-экспериментальная (исследовательская) работа. Проблема - это противоречие (трудность, ситуативная задача) решение которой возможно посредством опытно-экспериментальной (исследовательской) работы. В этом же разделе обосновывается значимость опытно-экспериментальной (исследовательской) работы.

3.2. Понятия, на которые опирается педагог при проведении опытно - экспериментальной деятельности (исследования). Ссылки на источники, из которых были заимствованы понятия.

3.3. Теоретическое обоснование опытно-экспериментальной деятельности (исследования) предполагает ссылку на авторов, идеи которых важны для опытно - экспериментальной, исследовательской работы, а также приведение самих идей.

3.4. Цель опытно - экспериментальной работы (исследования).

Опытно-экспериментальная деятельность по целям разводится на два основных направления:

- констатация того, что уже есть, описание характеристик, через которые объект (субъект) исследования проявляется в коррекционном пространстве. Например: исследование уже существующих характеристик групп воспитанников, исследование уже существующих намерений воспитанников, исследование эффективности уже используемой коррекционной технологии и т.п.

- формирование в ходе опытно-экспериментальной работы новых характеристик субъектов (объектов) реабилитации, новых условий для повышения качества и доступности реабилитации и другое. Исследование характеристик субъектов (объектов) под влиянием, каких-либо изменений (инноваций).

3.5. Задачи опытно - экспериментальной работы (исследования).

Задачи - это действия по достижению целей. В этом разделе педагог показывает основные (наиболее важные) действия, посредством которых осуществляется опытно-экспериментальная работа (исследование). Иначе говоря, в этом разделе педагог отвечает на вопросы: как именно, посредством каких действий, можно достичь цели опытно - экспериментальной работы (исследования). Например: изучение информации о чём-либо; апробирование, каких-либо методик; организация мероприятий, осуществление эксперимента и т.д. Мелкие задачи приводить не принято. Наиболее удобно работать с 4- 6 задачами.

4. Гипотеза исследования.

Предположение (утверждение) автора о том, что именно изменится в результате опытно-экспериментальной работы. И о том, что именно предполагается доказать, найти в результате исследования.

5. Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является то, на что оно направлено, то, что предстоит главным образом изучать педагогу. Это могут быть воспитанники, среда, применяемые методики, условия реабилитации и другое.

Предмет исследования - характеристика объекта, которая изучается в рамках данного исследования. В рамках одного исследования может изучаться один или несколько предметов. Однако несколько предметов могут затруднять исследование, делать его «громоздким». Поэтому в рамках аттестации легче выбирать один из предметов объекта. Чтобы его выбрать педагог может задать вопрос: для чего исследуется данный объект?

6. Критерии эффективности опытно-экспериментальной (исследовательской) работы.

В этом разделе педагогом показываются критерии, которые могут свидетельствовать о том, что опытно-экспериментальная (исследовательская) работа является результативной. Иначе говоря, педагог отвечает на вопрос, «какие характеристики исследуемого объекта показывают, что гипотеза была верна и ожидаемый результат получен»? Например:

-все воспитанники группы способны справляться со стандартными заданиями;

-заболевания ОРЗ среди детей имеют отрицательную динамику; и т.д.

В критерии не рекомендуется записывать формулировки, которые не проверяются посредством диагностических материалов. Например:

-ребёнок стал гармоничнее и добрее;

-все дети стали патриотами, и подобное.

Критерии могут быть разделены на параметры (более мелкие тезисы).

7. Этапы и механизмы опытно-экспериментальной работы (исследование).

Педагог может предложить свои этапы исследования, а может воспользоваться перечнем этапов, приведённых ниже.

- Организационно-подготовительный (входная диагностика, уточнение планов деятельности, уточнение ресурсной базы, более глубокое изучение проблемы, постановочные действия, консультирование).

- Конструктивно-формирующий (выполнение «каркасных» задач, устранение проблем и препятствий для опытно-экспериментальной (исследовательской) работы, выстраивание схем, моделей, если необходимо).

- Реализационный (уточнение плана действий, осуществление основных экспериментальных процедур, промежуточная диагностика, корректировка деятельности, возможно внесение уточнений в способы деятельности, консультирование).

- Результативно-оценочный (обобщение результатов деятельности, сопоставление их с целями опытно-экспериментальной (исследовательской) работы, оформление, предъявление).

8. Основные методы исследовательской деятельности.

Наиболее часто применяемыми являются следующие методы педагогического исследования:

-анализ информационных источников (печатные издания, электронные ресурсы), образовательные практики, изучение педагогической документации;

-опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы, тесты);

-наблюдение (контролируемое, включенное, систематическое), анализ продуктов ученической и педагогической деятельности;

-методы математической обработки полученных в ходе исследования результатов;

-опыт, эксперимент и другие.

9.Типовые ошибки экспериментаторов (исследователей):

-Поиск (требование) образцов того, что предстоит создать в ходе эксперимента (исследования).

-«Жалобы» на отсутствие ресурсов, так как ресурсы предусматриваются до начала исследования.

-Описание удовлетворенности детей вводимыми новациями, вместо конкретных результатов экспериментальной (исследовательской) работы.

-Внесение в критерии результативности «непроверяемых» результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фотогалерея

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации Социально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Смотреть всеСоциально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации

Новости

    День медицинского работника!

    Поздравляем медицинских работников, спасающих наши жизни и исцеляющих раны, с профессиональным праздником! Дни ваши пусть будут полны бодрости, р...

    Беседа "Что для меня значит Родина?"

    10.06.2018г. Информация готовится к размещению...

ПодробнееСоциально-реабилитационный центр для детей подростков находящиеся в трудной жизненной ситуации


Результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания

 
×
 
×