Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Как правильно работать над развитием памяти ребенка?

Если ребенок справляется со школьной программой, то, скорее всего, его память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему неинтересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребенка напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен.

У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И можно помочь ребенку развить ее - научить его искать смысл в том, что он заучивает.

Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как: удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, — это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”

  Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью.

Замечено, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая память, и, наоборот, у детей эмоционально уравновешенных — она превосходная.

При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.

Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов.Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба. Точно также “изображайте” трудно запоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один - игла; два - лебедь; три - от- кусанные бублики; шесть — улитка; восемь — на- ручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата.

Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

Память и умственные способности

Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем ребенок может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления, связано и развитие памяти.

Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.

Игры и упражнения для развития памяти ребенка

                  «Запомни предметы».

  1. «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на бумаге какой-либо предмет(желательно, цветной). Ребенок смотрит изучает рисунок 1 минуту, а затем пытается нарисовать точно такой же, не упустив ни одной детали.

  2. «Волшебный мешочек». Взрослый кладёт в мешочек различные предметы. Ребенок должен вспомнит и назвать всё, что находится в этом мешочке.

  3. «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, а ребенок должен его воспроизвести.

Источники: infourok.ru

Педагог-психолог  Шагалова С.А. 

Новости

Проведение ряда мероприятий в рамках социально-значимой Всероссийской онлайн-акции «Марафон доверия 2024»

30.04.2024 г. В период с 01.04.2024 г. по 27.04.2024 г. сотрудниками отделения помощи семье и детям проводился ряд мероприятий в рамках Всеросси...

Контактная информация


Наш адрес:

г. Краснодар, ул. Гагарина, 186

Наша электронная почта:

srcn_avis@mtsr.krasnodar.ru

Наши телефоны:

8(861)221-00-26 - приемная организации

8(861)221-31-26 - приемное отделение с карантинным блоком

8(861)226-03-14 - отделение диагностики и социальной реабилитации

8(861)221-31-33 - отделение перевозки несовершеннолетних

Наш факс:

8(861)221-31-33, 8(861)221-00-26

Наш Skype:

Вы можете связаться с нами и со своими детьми через Skype (по предварительной договоренности по телефону 8(861)221-31-26)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" © 2014-2024 | Карта сайта

×
×