Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Кто же они - трудные подростки?

Трудные дети, почему дети становятся трудными, советы психолога ...

До недавнего времени очень модным было утверждение: нет плохих школьников, есть плохие учителя, а поскольку это так, то нет и трудных детей, их придумали горе - педагоги для того, чтобы как-то объяснить свое неумение воспитывать.

Трудный подросток - это маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин видны какие-то отклонения в развитии. Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям применять безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы воспитания.

Трудные подростки - понятие сложное. У каждого из них есть что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности отклонения от «нормы», свои пути воспитания.

Надо помнить, что трудного подростка, каким бы он ни был, мы должны поставить на дорогу гражданской, трудовой, духовной жизни. Умственное воспитание с каждым годом играет все большую роль в формировании духовного, морального, гражданского облика человека. Нельзя допустить, чтобы в школе была группа детей, чувствующих себя неудачниками, ни на что не способными.

Одной из причин правонарушений среди несовершеннолетних и среди молодежи вообще является как раз то, что некоторые подростки переживают горечь собственной интеллектуальной неполноценности.

Если к этому прибавляется еще неблагополучная обстановка в семье, то опасность срывов в моральном поведении трудных воспитанников еще больше возрастает. Основные причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве кроются в воспитании, в условиях окружающих ребенка в годы раннего детства.

Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе – с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все что посильно другим людям, ему не посильно, значит в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.

Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи - восьми лет. И если педагог не увидел, не понял этого, не уяснил причин, истоков отклонения от нормального умственного развития, трудности его дальнейшей умственной жизни еще больше усугубляются.

Если же эти причины, истоки понятны, изучены, исследованы, в действие вступает могущественная сила – воспитание, построенная на таких же строго научных основах, как и лечение больного.

Особенности личности трудновоспитуемого подростка.

Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). Трудному подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее, присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для трудных подростков. Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей трудновоспитуемых.

Это требует всестороннего и объективного анализа особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных детей есть, прежде всего, своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании.

Одной из таких ошибок является недостаточное внимание к мотивам поступков и поведения трудных подростков.

Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов.

Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе он не мог поступить.

Мотивационная среда трудных подростков включает:

- ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;

- житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.

Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве мотивов.

Даже в совершении группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния.

Среди отрицательных качеств трудного подростка всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок. Эгоизмом страдают преимущественно избалованные дети.

Беспринципность - другая распространенная черта трудных подростков. Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе, создание твердых правил, четкого режима, традиций.

Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни.

Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов.

Особенности развития трудного подростка:

- основные отклонения в развитии психики, которые породили неправильное поведение;

- систему ведущих мотивов и стимулов поведения трудных детей;

главные отношения трудного подростка с окружающим миром.

Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, т.е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное достоинство.

Если подросток стал на путь продуманного противодействия воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о сложности трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном процессе.

Материал подготовила педагог - психолог приемного отделения И.Э. Саргсян

Новости

Проведение ряда мероприятий в рамках социально-значимой Всероссийской онлайн-акции «Марафон доверия 2024»

30.04.2024 г. В период с 01.04.2024 г. по 27.04.2024 г. сотрудниками отделения помощи семье и детям проводился ряд мероприятий в рамках Всеросси...

Контактная информация


Наш адрес:

г. Краснодар, ул. Гагарина, 186

Наша электронная почта:

srcn_avis@mtsr.krasnodar.ru

Наши телефоны:

8(861)221-00-26 - приемная организации

8(861)221-31-26 - приемное отделение с карантинным блоком

8(861)226-03-14 - отделение диагностики и социальной реабилитации

8(861)221-31-33 - отделение перевозки несовершеннолетних

Наш факс:

8(861)221-31-33, 8(861)221-00-26

Наш Skype:

Вы можете связаться с нами и со своими детьми через Skype (по предварительной договоренности по телефону 8(861)221-31-26)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" © 2014-2024 | Карта сайта

×
×