Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Методы поощрения и наказания в воспитании ребенка

Наказание или поощрение - Психологос

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют.

Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель (родитель) и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания.

К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка.

Методы воспитания - это способы воздействия  взрослых на сознание, волю и чувства ребёнка в целях формирования у него убеждений и навыков определённого поведения.

Посредством методов воспитания можно достигнуть любых воспитательных целей, которые ставит перед собой воспитатель. Методы поощрения и наказания относятся к методам стимулирования (побуждения) к деятельности.

ПООЩРЕНИЕ - метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции. Основное значение метода в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте. К поощрению предъявляется ряд требований:

1.Поощрение должно быть справедливым.

2.Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребёнка, в противном случае награда обесценивается.

3.Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребёнка.

4.Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать,

5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки, объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика ,показы пальцами рук, глазами, особые обещания (поход в гости, на рыбалку).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости; пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет) поощрение материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др.)

В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести. Предлагать в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения ребёнка, а не взрослого; поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать.

Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем школьном возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности.

НАКАЗАНИЕ - воздействие на личность ребёнка целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки, Наказание - оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

К наказанию также предъявляют ряд требований:

1. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи или класса, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой и наказание не достигает цели.

2. Не следует упрекать наказанием, ни напоминать о нём в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите.

3. Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой.

4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других - в порядке вещей. В семьях, где битьё - обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жёстким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Жестокость порождает жестокость.

Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

-агрессия родителей приводит к агрессии детей;

-дети становятся неуравновешенными, вспыльчивыми;

-наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;

-повышается уровень тревожности ребёнка.

Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания.

Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка.

Важно и учителям, и родителям всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

 

Разработчик: педагог – психолог Саргсян И.Э.

Новости

Проведение ряда мероприятий в рамках социально-значимой Всероссийской онлайн-акции «Марафон доверия 2024»

30.04.2024 г. В период с 01.04.2024 г. по 27.04.2024 г. сотрудниками отделения помощи семье и детям проводился ряд мероприятий в рамках Всеросси...

Контактная информация


Наш адрес:

г. Краснодар, ул. Гагарина, 186

Наша электронная почта:

srcn_avis@mtsr.krasnodar.ru

Наши телефоны:

8(861)221-00-26 - приемная организации

8(861)221-31-26 - приемное отделение с карантинным блоком

8(861)226-03-14 - отделение диагностики и социальной реабилитации

8(861)221-31-33 - отделение перевозки несовершеннолетних

Наш факс:

8(861)221-31-33, 8(861)221-00-26

Наш Skype:

Вы можете связаться с нами и со своими детьми через Skype (по предварительной договоренности по телефону 8(861)221-31-26)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" © 2014-2024 | Карта сайта

×
×