Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Родителям об артикуляционной гимнастике

В данном информационном материале расписано, для чего необходима артикуляционная гимнастика, чему способствуют регулярные занятия, когда необходимо заниматься и как правильно ее выполнять.
Он предназначен для родителей детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
В настоящее время все большее и большее количество детей имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
- Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- Улучшению подвижности артикуляционных органов;
- Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;
- Уменьшению напряженности артикуляционных органов;
- Подготовки ребенка к правильному произношению звуков;
- Развитию гибкости органов речевого аппарата;
- Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики:
• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно.
• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующего ускорения процесса устранения дефектов речи.
• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Правила выполнения

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по 5 раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счет, который ведет взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Статические и динамические артикуляционные упражнения.

Статические:

  • «Улыбочка» – ребенок улыбается, скрыв зубы за сомкнутыми губами, положение сохраняется 4-5 секунд;
  • «Блинчик» – язычок выкладывается в расслабленном, плоском состоянии на нижнюю губу, но не выдвигается вперед (держим также около 5 секунд);
  • «Бегемотик» – малыш держит ротик широко открытым около 5 секунд;
  • «Хоботок» – губы складываются в трубочку и вытягиваются вперед, насколько возможно (задержать положение до 5 секунд);
  • «Голодный хомячок» – втянуть щеки и задержаться в таком положении на 5-6 секунд.

Динамические:

  • «Месим тесто» – язык находится в положении «блинчика», в это время ребенок смыкает-размыкает губы, слегка покусывает язык зубками;
  • «Чистим зубки» – кончиком языка малыш должен провести по верхним зубкам слева направо, затем точно так же по нижним;
  • «Змейка (стрелочка)» – язычок нужно сделать узким, острым и вытянуть максимально вперед, задержать на несколько секунд;
  • «Качели» – с открытым ртом надо поочередно поднимать язычок вверх и опускать вниз. Можно выполнить вариацию: сделать упражнение перед зубками и за зубками;
  • «Часики» – с открытым ртом малыш поочередно касается кончиком язычка правого и левого уголка рта;
  • «Шарики» – малыш надувает щечки, а затем хлопает по ним пальчиками, выпуская воздух;
  • «Сытый хомячок» – надуваются сначала обе щечки, затем каждая по очереди

При выполнении ребенком статических артикуляционных упражнений взрослому рекомендуется играть на ксилофоне (звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до»), дав задание малышу удерживать артикуляционную позу, пока звучит музыка. Когда музыка замолкает, малыш отдыхает – закрывает рот и придают лицу нейтральное выражение. Артикуляционные упражнения можно делать не только под музыку, но и под счет: «Раз-два-три – от-дох-ни!» Когда взрослый говорит, ребенок удерживает артикуляционную позу. Когда взрослый замолкает, ребенок отдыхает. Темп музыки и счета, сопровождающий выполнение статических артикуляционных упражнений, зависит от возраста дошкольника: чем старше ребенок, тем медленнее должен быть темп.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому они должны выполняться под счет «раз-два» (понадобятся метроном или барабан).



Материал подготовила воспитатель: Жатикова А.В.

Источник: ped-kopilka.ru/roditeljam/...

Новости

Мастер-класс по изготовлению открытки «Светлая Пасха»

04.05.2024 г. Информация готовится к размещению...

Познавательная викторина «Что мы знаем о планете»

04.05.2024 г. Информация готовится к размещению...  

Контактная информация


Наш адрес:

г. Краснодар, ул. Гагарина, 186

Наша электронная почта:

srcn_avis@mtsr.krasnodar.ru

Наши телефоны:

8(861)221-00-26 - приемная организации

8(861)221-31-26 - приемное отделение с карантинным блоком

8(861)226-03-14 - отделение диагностики и социальной реабилитации

8(861)221-31-33 - отделение перевозки несовершеннолетних

Наш факс:

8(861)221-31-33, 8(861)221-00-26

Наш Skype:

Вы можете связаться с нами и со своими детьми через Skype (по предварительной договоренности по телефону 8(861)221-31-26)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" © 2014-2024 | Карта сайта

×
×