350049, г. Краснодар, ул. Гагарина, 186
Дети принимаются круглосуточно
Режим и график работы:
Понедельник-четверг: 9:00-18:00
Пятница: 9:00-17:00
Перерыв: 12:30-13:20
Лекция для родителей.
В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Оно определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящее во времени, позволяет предельно выразительно передавать движение, борьбу, смену чувств и страстей. Критик Серов А.Н. говорил, что в музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой она волнует душу «чувством скорби и чувством отрады». Музыка не только отражает духовную жизнь человека, но и организует, преображает её, являясь могучим фактором воспитания будущего человека. «Две тысячи лет (по меньшей мере) не отдельные люди, а целые народы в оставленных ими памятниках народной мудрости пытались от имени всего человечества истолковать музыку как потребность, и необходимость для развития человека», писала М.С. Шагинян.
Можно ли быть равнодушным к тому, что огромные духовные богатства, накопленные человечеством в области музыки, останутся хоть кому-нибудь недоступными в нашей стране. Нет необходимости убеждать себя в том, что музыка нужна только подрастающему поколению. И родителям, и воспитателям нужно спросить себя, достаточно ли они сами подготовлены, чтобы направлять своих подопечных. Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.
Начинать занятия с детьми следует уже в раннем возрасте. 3,4,5 лет – пора, когда сеются первые семена, Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь.
Первой и самой главной ступенью для вхождения в музыку маленького человека, безусловно, является семья. Если даже в семье никто не поёт, не играет, то решающим является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию. Важно создать атмосферу предельного уважения к любой хорошей музыке: оперной, инструментальной, симфонической, балетной, джазовой.
Нельзя говорить о музыке небрежно, тем более вносить в занятия элемент тяжкой необходимости, скуки. Минуты общения с музыкой должны даваться детям как радость, как награда. И радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать этим занятиям.
Родители, сознательно воспитывающие и развивающие музыкальные наклонности ребёнка, должны делать это по возможности систематически, независимо от того, может ли стать и будет ли ребёнок музыкантом-профессионалом или музыка просто сделается другом его на всю жизнь. Известно, что для ряда людей музыка остаётся за глухой стеной полнейшего к ней равнодушия, та музыка, которая может так обогатить и украсить жизнь. Порой музыка звучит в очень большом количестве, но при этом часто почти не замечается. Такое непрерывное слушание и звучание музыки, например по радио, может привести к полной атрофии музыкального воздействия, привыкнув в быту к постоянному звуковому раздражителю, дети перестают замечать и воспринимать звуки как музыкальное целое.
Музыку надо научить слушать. Начиная музыкальное воспитание ребёнка, нужно помнить, что мир музыкальных образов это та особая стихия, в которую ребёнка погружать надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке».
«В книгах, которые пишут для детей, - говорил С.Я. Маршак, - каждое слово должно быть взвешено и проверено, потому что по этим коротеньким книжкам дети учатся и мыслить и чувствовать». Так же бережно и ответственно должны мы отбирать музыку с помощью которой собираемся воспитывать и развивать музыкальный вкус ребёнка.
Язык музыки, подобно другим языкам, имеет свои законы построения и связи. Люди изобрели нотописьмо, так что этот язык пространственно записывается, музыку можно прочитать глазами. Грамотное чтение нот с умением пропеть их про себя, с правильным схватыванием ритма должно быть достоянием каждого человека, кончающего десятилетку, по мнению М.С. Шагинян.
В каждом ребёнке скрыты такие возможности и особенности, которые могут пропасть, как драгоценный клад, не найденный и не открытый. Мы часто даже не подозреваем, на что способен ребёнок, если его существо затронет действительный и двойственный интерес к музыке, поэтому необходимо верить в безграничные силы, скрытые в ребёнке.
Есть ранние проявления одаренности. Одни любят музыку, тянутся к ней, любят слушать, петь, танцевать, но не обладают природным музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью. Другие награждены всеми этими качествами, но не слишком реагируют на музыку – таких надо суметь заинтересовать. Часто бывает, что не хватает координации голосовых связок с тем, что слышал и запомнил ребёнок, в силу чего ребёнок не может чисто спеть мотив, даже если он его и запомнил внутренним слухом. Это еще не значит, что у него нет музыкальных данных.
Широкое музыкальное образование можно дать всем, потому что нет, или почти нет, абсолютно не одаренных к музыке. Если есть физиологическая одаренность (слух, ритм, музыкальная память, «удобные» руки), ребёнку не может не доставлять удовольствие то, что ему по самой природе легко дается. Если же ребёнка удалось хоть немного заинтересовать красивыми песнями, ритмичными танцами, не бывает случаев, чтобы в ребёнке не проснулась настойчивость к преодолению того, чего в нём от природы не хватает.
В четыре года ребёнок вполне может начинать своё музыкальное образование. Надо только не переступать порога свойственного детям игрового метода, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будить воображение всеми способами.
В пять – шесть лет для ребёнка «заговорит» нотный текст – от этого зазвучат тысячи вещей, казавшихся до этого неинтересными. Мир откроется по-новому.
Существует мнение, что все дети рождаются с одинаковым звуковысотным слухом – только у одних он «прорезается» благодаря подходящей среде, у других остается нераскрытым. Но по свидетельству видных педагогов слух поддается почти неограниченному развитию, при этом важна заинтересованность у того, кому развивают слух и у того, кто этому помогает.
Невозможно переоценить роль педагога в деле развития слуха, но немаловажна и роль родителей.
Семья и детский сад должны работать в теснейшем контакте. Многие родители спрашивают, можно ли допускать ребёнка к фортепиано? «Не испортит» ли он себе руки? Спрашивают и о том, не испортит ли ребёнок пианино? Ответ такой: этого всего опасаться не следует, т.к. на первом этапе важнее всего не учить малыша играть, а заинтересовать его музыкой, тем, что он говорит, развить музыкальное воображение. Любой ребёнок с удивлением увидит, как из-под пальцев получаются знакомые мелодии. Если у него есть слух и музыкальная память, он жадно начнёт «подбирать» всё, что слышит. Препятствовать в этих занятиях не следует, т.к. это настоящие проявления творческих возможностей, и они сами по себе очень ценны: это первые опыты музицирования, которые принесут определённую пользу. Если есть возможность, уроки по музыке можно начинать с 4-5 лет.
Родители, искренне любящие музыку, многое могут сделать для того, чтобы передать своему ребёнку накопленный опыт общения с искусством, надо только вспомнить, сколько больших и прекрасных музыкантов начинали свой путь именно с помощью матерей и отцов, тёть или бабушек. Это П.И. Чайковский, который не отходил от инструмента часами с 3-х летнего возраста, поддерживаемый в этом матерью и тёткой. О своей матери С. Прокофьев пишет, что она не обладала музыкальным талантом, но верила в талант сына.
Начинающим обучать своих детей родителям следует помнить, что путь в музыку должен быть простым и ясным. Она сама идёт навстречу тем, кто к ней стремиться. Необходимо создать в семье атмосферу любви и глубокого уважения к музыке.
Язык музыки – это единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое.
Музыка начинается там, где кончаются слова. Она не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого, злого, некрасивого. Поэтому, подводить ребёнка к музыке нужно без окриков, терпеливо, спокойно и красиво.
Статью составила музыкальный руководитель Царенко В.Ю.
Если у вас есть вопросы или пожелания по работе нашего центра, свяжитесь с нами любым из указанных способов.
г. Краснодар, ул. Гагарина, 186
В социально-реабилитационном центре «Авис» принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.
Контактная информация
Адрес: г. Краснодар, ул. Гагарина, 186
Телефоны: 8 (861) 221-31-26, 8 (861) 221-31-33
Получить консультацию специалистов центра: 8 (861) 221-00-26
Детский телефон доверия: 8 (800) 2000-122
Режим и график работы:
Понедельник-четверг: 9:00-18:00
Пятница: 9:00-17:00
Перерыв: 12:30-13:20